Srs (AirBag). Ремонт и принципы работы

AirBag – сложная электронная система, как и многое в современных автомобилях. Она состоит из газогенератора с подушкой, электронного блока управления, датчика удара. Подушка изготавливается из нейлона (0,45–0,55 мм) с герметизирующим покрытием из силикона или резины.

В газогенераторе, чаще называемом пиропатроном, применяется твердое топливо, которое сгорая, выделяет газ надувающий airbag. В качестве топлива применяют азид натрия (ядовитый газ NaN3). При сгорании этого вещества образуется азот (45% массы), окись углерода, углекислый газ, вода и твердые частицы. Процесс сгорания чрезвычайно быстрый, но не взрывного характера. Фильтр, контролирующий попадание газов в подушку отсеивает все, кроме чистого азота. Некоторые производители используют вместо азида натрия нитроцеллюлозу.

Команду на «выстрел», пиропатрону, дает электрический сигнал от датчика удара, который поступает либо непосредственно на пиропатрон, либо через блок управления. Датчики удара расположены в передней части автомобиля, в салоне, в дверях. Их количество колеблется от трех до десятка. На срабатывание датчика удара влияют скорость транспортного средства и характер столкновения. С другой стороны, даже при самом экстренном торможении, датчик не сработает. Некоторые системы снабжаются дополнительным конденсатором, который обеспечит срабатывание пиропатрона даже если выйдет из строя аккумулятор автомобиля.

AirBag, как и любая система автомобиля, может прийти в негодность. Срок службы системы безопасности у разных моделей и производителей разный от 10 до 15 лет. Про этот факт нельзя забывать, и следует регулярно контролировать работоспособное состояние AirBag.

Главным признаком того, что необходим ремонт srs airbag, является не гаснущая контрольная лампочка системы активной безопасности. Но определить, в чем же именно неисправность, достаточно сложно. Вызвать необходимость в srs ремонте может масса (в случае переохлаждения зимой), что влечет за собой появление ошибок в блоке управления, случайное повреждение контактов или проводки и др. Поэтому srs ремонт начинается с тестирования блока управления, затем «прозвон» электрических цепей и проверка на работоспособность всех компонентов системы безопасности. Не исключено и наличие заводского брака. Все эти моменты проверяются при srs airbag ремонте.

Собственно, большая часть системы активной безопасности – одноразовые компоненты. Пиропатроны, подушки, датчики (в некоторых случаях даже торпеда) восстановлению не подлежат. При srs ремонте их просто меняют.

Srs ремонт

При установке новой системы AirBag отключается неисправная или отработавшая свой срок система. Для этого управляемые колеса автомобиля устанавливаются в прямое положение, зажигание выключается и блокируется. От аккумулятора отсоединяются провода – отрицательный и положительный (именно в этом порядке). В течение 20-30 секунд происходит разрядка дополнительного конденсатора, после чего можно приступать к демонтажу системы.

Хотелось бы заметить в качестве отступления, что работы, связанные с srs ремонтом, следует доверять исключительно профессионалам, поскольку эта работа трудоемкая, сложная и не допускающая ошибок.

Следующий этап srs airbag ремонта – демонтаж всех контактов и узлов. Особенно опасны работы по демонтажу вблизи панели приборов, рулевой колонки и радиоприемника. Неосторожные действия при srs airbag ремонте могут повлечь за собой повреждение электропроводки системы безопасности и несанкционированное срабатывание подушек. Это может привести к серьезным травмам. Проводка AirBag системы легко различима – ее провода ярко-желтого цвета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Категорически запрещается измерять сопротивление цепи и компонентов системы активной безопасности при srs ремонте или диагностике! Такая процедура может вызвать срабатывание пиропатронов. Утилизировать не сработавшие подушки безопасности, после srs airbag ремонта, следуя специальной процедуре.

Работы по srs airbag ремонту обычно проводят два мастера – второй необходим для вспомогательных операций и для подстраховки, чтобы гарантированно избежать срабатывания системы.

Следующим этапом srs ремонта является монтаж новой системы airbag. Пожалуй, наиболее трудоемкий. Подушки безопасности монтируются в ступичной части рулевого колеса, под панелью приборов справа и, если предусмотрено, в спинки передних сидений.

Далее, в процессе srs ремонта, устанавливается контактный барабан. Это скользящий контакт, который изготавливается из скрученной спиралью кабельной жилы. Контактный барабан обеспечивает подачу питания к водительскому модулю airbag от электропроводки колонки руля.

Модуль управления устанавливают в туннельном канале, расположенном в передней панели пола. Именно он организовывает подачу сигнала на модули подушек безопасности при столкновении.

Далее srs airbag ремонт предусматривает установку датчиков удара. Современные системы активной безопасности используют боковые и передние датчики удара. Конструктивно датчики являются маятниковой конструкцией, у которой анкерный узел замыкает при повороте электрическую цепь. Поворот анкерного узла возникает при превышении некоторого допустимого значения силы направленного удара.

Датчики направленных перегрузок и модуль управления системой имеют электрические и контрольные датчики. Контрольный датчик выполнен по аналогии с датчиком удара (маятниковая конструкция) и играет роль страховочного элемента. Электрический датчик изготовлен на основе полупроводникового элемента, у которого изменяется сопротивление в зависимости от силы удара. Показания электрического датчика дают возможность процессору системы оценить возникающие перегрузки.

Завершается srs airbag ремонт подключением ярко-желтой проводки и контактов.

В отличие от одноразовых элементов системы активной безопасности, модуль управления при srs ремонте можно постараться восстановить. В случае произошедшей аварии в чип модуля записывается так называемая Crash Data. Эта информация, в зашифрованном виде, содержит все данные о произошедшей аварии. Имея чип с такой записью, модуль безопасности категорически отказывается работать и требует замены всей системы. Самый простой вариант – замена модуля управления. Но, к сожалению, его стоимость достигает нескольких тысяч долларов, в зависимости от производителя. И сказать точно, что подойдет – srs airbag ремонт или замена, может исключительно специалист.

Стоит обратить внимание на необходимость сделать дамп памяти сразу после приобретения автомобиля. Записав на флешку состояние системы в момент, когда еще не произошло ДТП, вы значительно сократите свои расходы на srs ремонт. Просто предоставьте мастеру эту информацию, и восстановление системы безопасности обойдется в существенно меньшую сумму.

×